Booking.com

Базилика Сан Дзено Маджоре

 

Колесо фортуны

Это одна из тем религиозного содержания,

к которой в этот период неоднократно обращались

в различных формах искусства

[Not a valid template]

В Вероне не сохранилось архитектурных памятников варварской эпохи, хотя многочисленные указания на них в Соборе, в церквях Санто Стефано, Санта Мария Антика, Сан Лоренцо и других позволяют предположить, что это время здесь не было перерывом в занятиях искусством.

Только с установлением коммунального строя в строительстве начался период, достойный сравнения с деятельностью, давшей жизнь римской Вероне. Уже при архидьяконе Пацифике была обновлена церковь Сан Дзено, сожженная неверными ещё до 806 года.

21 мая 807 года в церкви, восстановленной по воле короля Пипина и епископа Ротальда, отшельники Бениньо и Каро, специально для этого вызванные из своей пустыни на Бальдо, над Мальчезине, поместили в церкви реликвии Святого Епископа, покровителя Вероны. В 900 году первый чудовищный набег венгров опустошил церковь Сан Дзено и все то, что находилось в окрестностях Вероны. Только в начале XI века, по прошествии некоторого времени после окончания будоражащих венгерских нашествий, когда народ, для обеспечения своей безопасности, осознал необходимость учреждения коммун, началось формирование базилики Сан Дзено в её современном виде, вместе с примыкающим к ней большим бенедиктинским монастырем. По сравнению с древним городом, Сан Дзено находится в зоне пригородов, а точнее, в районе самых крупных некрополей римской Вероны, простиравшемся до Виа Галлика, дороги, соединяющей Верону и Брешу.

Новое здание, потерпевшее серьезный ущерб во время землетрясения 1117 года, было почти полностью закончено в 1138 году. Высокая колокольня (72 м) была начата в 1045 году и завершена в 1178 году. Слева от фасада возвышается башня Аббатства, внутри которой находится фреска, повторяющая тему Колеса Фортуны.

Эта башня является единственным памятником, оставшимся от большого и могущественного бенедиктинского монастыря, упраздненного в 1773 году и разрушенного для использования в качестве строительного материала в 1810 году.

Сан Дзено. Фасад.

Скульптуры подписаны двумя самыми 

знаменитыми скульпторами романского стиля:

Николо и Гульельмо

[Not a valid template]

Фасад Сан Дзено представляет собой великолепный образец паданской романской скульптуры. На полукруглой полосе, опоясывающей люнет, можно прочитать имя скульптора Николо, того самого, который оставил свою подпись на Соборе в Ферраре. Уже Симеони подчеркнул, что изображение люнета прославляет образование веронской коммуны. В центре его св. Зенон держит городской флаг и попирает ногами демона. В полосе под люнетом представлены некоторые чудеса святого. На двух архитравах, на которые опирается арка портика с двумя колоннами, изображены группы из трех символизирующих месяцы фигур, повторяющие широко распространённую в романских церквях тематику, направленную на изменение представления о труде, который предстаёт перед нами не как библейское проклятие, а как инструмент возвышения человека. По сторона портика с двумя колоннами — мраморные рельефы, справа с эпизодами из Ветхого Завета подписаны тем же скульптором Николо, тогда как рельефы слева с изображением сцен из жизни Иисуса подписаны именем Гульельмо. Самые нижние рельефы отличаются своей светской тематикой: охота короля Теодориха справа, две сцены дуэли слева. Этот изобразительный комплекс обрамляет бронзовую дверь, украшенную сорока восемью пластинками, из которых только две выполнены не на религиозные сюжеты: это пластинки с масками. Сцены левой створки большей частью выполнены мастером более ранней эпохи, сцены правой створки выполнены позднее так называемым Вторым мастером. Произведением Третьего мастера считаются четыре пластинки с историями св. Зенона в нижней части правой створки. Как видно, речь здесь идёт не об едином произведении, дверь была выполнена в два этапа — до и после землетрясения 1117 года. Расположенные рядом рельефы со сценами «Первородный грех» и «Поцелуй Иуды» дают возможность сравнить искусство двух мастеров, Николо и Гульельмо. Первый из них, стиль которого более грубый и энергичный , всегда предлагает достаточно крупные фигуры и владеет всем изобразительным полем, что приближает его стиль к искусству Вилиджельмо, великого мастера романской паданской скульптуры, работавшего в соборе в Модене.

Второй, Гульельмо, более гибкий и выразительный, не придает абсолютного превосходства фигурам, а подчас свободно размещает их в изрезанном архитектурном пространстве. Светские сцены нижней полосы, сильно поврежденные, свидетельствуют, что оба основных мастера имели помощников.

[Not a valid template]

Во внутреннем пространстве Сан Дзено доминирует просторный главный неф, увенчанный линейным перекрытием в форме киля корабля. На границе с третьим большим проходом становится заметной разница между нижней церковью и верхней церковью.

[Not a valid template]

В просторной крипте, настоящей подземной церкви, расположена рака с мощами святого, возрожденными признанием 1838 года. На правой стороне можно увидеть надгробную урну трех святых (Луциллия, Лупицина и Крешенциана), яркий образец скульптуры начала XII века. Поднимаясь из крипты в расположенную выше церковь, рассмотрим на галерее ряд статуй, изображающих Христа и апостолов, работу немецких мастеров начала XIII века. В главном алтаре находится трехстворчатый алтарный образ Мантеньи, написанный в 1457-1459 годах, первое высокое послание ренессансной живописи в Вероне. В маленькой левой абсиде расположена мраморная статуя «Смеющийся св. Зенон», изображение благодушного покровителя города, восходящее к началу XIV века. Рядом с дверью, ведущей в сакристию, находится статуя св. Прокла, произведение, подписанное и датированное Джованни Риджино (XIV в). Снова спустившись к нижней церкви, за алтарем дель Аддолората (Печальной Божей матери), можно выйти к двери, ведущей в монастырский двор, уникальный своим сочетанием небольших полукруглых арок со стрельчатыми.