Booking.com

Замок Кастельвекио

После дворца на площади деи Синьори, замок Кастельвеккио явился второй и последней резиденцией Скалигеров, возведённой Кангранде II и Кансиньорио в течение двадцати лет с 1354 по 1375 год и завершенной сооружением великолепного моста из трех арочных проемов, задуманного и воплощенного единственно с целью его использования обитателями замка. Здание было построено на территории, ограниченной ранее, в римскую эпоху, триумфальной аркой деи Гави, а затем городской стеной, именно в этом месте подходящей к реке Адидже. Эта же стена была использована для разграничения комплекса замка на две отдельные части: территория, расположенная ближе к центру города, предназначалась для охраны и использовалась исключительно для военных целей, на более же удалённой территории находилась резиденция правителей или часть замка, сегодня именуемая «королевским дворцом». Два этих ядра разделены между собой не только крепостной стеной, но и глубоким рвом, который, одно время засыпанный землёй, приобрел свой первоначальный облик вследствие раскопок 1963 года. Между «казармой» и «королевским дворцом» проходит крутой подъём, ведущий к мосту и граничащий у входа на него с крепостной сторожевой башней «Мастио».

Скалигеры покинули свой замок и Верону в 1387 году, но такая структура замка обусловила его предназначение как военного сооружения. Название Кастельвеккио (Старый замок) говорит о том, что он был построен после того, как Висконти в 1433 году возвели новые замки Сан Пьетро и Сан Феличе. В истории архитектурного развития Кастельвеккио особенно важны 1805-1810 годы, когда французы, разрушив граничащую с Часовой башней арку деи Гави, частично снесли и саму башню, передвинув её на несколько метров, и, из тех же соображений дорожного строительства, на пять метров уменьшили ширину рва, проходящего между замком и проспектом — Корсо. В это же самое время в большом дворе были установлены артиллерийские орудия, направленные на занятую австрийцами часть города на противоположном берегу реки. Только после первой мировой войны стало возможным изменить назначение замка как военного сооружения и превратить его в место для экспозиции собраний средневекового искусства веронской коммуны. В этом качественном изменении роли Кастельвеккио следует отметить большую заслугу профессора А. Амены, сейчас директора Городского музея, расположенного в своем первоначальном здании во дворце Помпеи у Понте Нави (Моста Нави).

Работы по преобразованию и приспособлению замка к его новому назначению в качестве музея продолжались с 1923 по 1926 год.

Основополагающим явился критерий исторической реконструкции «королевского дворца», тогда как в «казарме», где можно было действовать с большей свободой, два фасада, выходящих во двор, были восстановлены с использованием архитектурных элементов веронских дворцов, снесенных в 1890-1893 года в результате работ по укреплению берегов реки Адидже.

В течение второй мировой войны замок Кастельвеккио явился свидетелем печальных и хорошо известных исторических событий, до того, как после бомбардировки рухнуло восточное крыло двора и был уничтожен мост, взорванный минами. Возрождение комплекса началось с большой выставки картин, возвращенных из укрытий в 1947 году. Решающим этапом восстановления замка явилась реконструкция моста, проводимая под руководством П. Гаццолы и завершенная в 1950-1951 годах. В 1956 году начались новые и радикальные преобразования Кастельвеккио с целью превращения его в современный музейный комплекс, предоставляющий возможность свободного доступа к произведениям искусства. Первая часть работ затронула «королевский дворец» и была завершена в 1958 году.

Остальные работы, выполненные в 1964 году, потребовали в высшей степени сложных решений, таких как, например, восстановление возможности прохода через арку городских ворот дель Морбио, которые, вместе с освобождением марша моста, сделали возможным более рациональный проход посетителей по территории Музея. Вся эта операция по обновлению, сообщившая Кастельвеккио первоочередное значение в истории современной итальянской музеологии, была разработана и выполнена под руководством Карло Скарпы.

Кроме замка, Кангранде II в целях личной обороны желал иметь наготове так же мост через реку Адидже, который должен было обеспечить ему открытой дорогу в Баварию, где он, в случае необходимости, надеялся найти помощь, отдав свою дочь Елизавету в жены Людовику Баварскому, маркизу Бранденбурскому.

Мост состоит их трех арочных пролетов, увеличивающихся от правого к левому берегу. Большая арка имеет длину 48,70 метров, а две последующие — 29,15 метров и 24,11 метров. В направлении выхода из города, то есть в сторону Кампаньолы, въезд на мост был защищен башней, снесенной в 1802 году. Мост выдержал самые страшные разливы реки Адидже, но был взорван динамитом вечером 25 апреля 1945 года. Он был благополучно восстановлен в 1950-51 годах под руководством профессора П. Гаццолы.

Во дворе замка Кастельвеккио напротив входа перед нами предстает выполненный в готическом стиле фасад, созданный с использованием элементов дворца деи Камерленги, снесенного из-за работ на реке Адидже в 1890-95 годах. Справа находится часть замка, обрушившаяся в результате бомбардировки 4 января 1945 года. С левой стороны можно увидеть соединение городской стены XII века с крепостной стеной Кастельвеккио XIV века. Перед этим зубчатым оборонительным сооружением находится глубокий ров, обновленный в 1963 году. Сразу же слева от входа и частично рядом с крепостной стеной напротив Корсо находятся остатки фундамента церквушки Сан Мартино ин Акваро, восходящей к VIII веку, которая в древние времени дала имя замку, первоначальное называемому Сан Мартино ин Акваро. У прохода ворот Порта дель Морбио, в соответствии с проектом Карло Скарпы, возвышается конная статуя Кангранде, являющаяся частью декора его надгробного памятника над дверью церкви Санта Мария Антика, откуда она была скинута сильной грозой. Впоследствии плохо отреставрированная в 1875 году, в 1910 году статуя была помещена в Музей, чтобы избежать дальнейшего ухудшения ее состояния.