Booking.com

Порта деи Леони

 

Надпись на центральном пилястре

донесла до наших дней

имена четырех кватуорвиров,

давших заказ на строительство городской стены.

Это название, восходящее самое позднее к XV веку, получили остатки двух римских ворот, одни из которых были построены в республиканскую эпоху, а другие, примыкающие к угловому дому между улицами Кортичелла Леони и Виа Леони, — в эпоху императора Клавдия. Названия (Porta Leoni — Львиные ворота) происходит от надгробного каменного завершения, сегодня находящегося за памятником короля Умберта I, на котором изображены два льва. Ворота периода Республики, от которых сохранилась лишь только половина внутреннего фасада, возвышаются за воротами имперского периода на расстоянии 0,5 м.

Такому решению мы обязаны тем, что на более древних воротах до нас дошло «свидетельство о рождении» Вероны как города, организованного в соответствии с римскими градостроительными критериями. Речь здесь идёт о надписи, высеченной на том, что служило центральным пилястром, частично известной уже в XVI в., но заново открытой и оцененной во всей своей значимости только с 1959 года. Дословно надпись свидетельствует о том, что по указу декуриона Публий Валерий, Квинт Цецилий, Квинт Сервилий и Публий Корнелий, в качестве кватуорвиров, и муниципальный Совет дали заказ на выполнение работ по строительству городской стены, ворот и очистных сооружений, и что первые двое из вышеназваннных лиц произвели проверку выполненных работ. Ворота республиканского периода выполнены преимущественно из камня, из туфа же только профили, фризы и рамы, а также доска с надписью. Следует представить, что ворота состояли из двух проемов (высота — 5,25 м, ширина — 3,3 м), над которыми были расположены два яруса по шесть окон каждый. Во времена дорожных работ в апреле 1975 года была обнаружена часть фасада ворот, обращенного к выходу из города, и основание одной из двух шестнадцатигранных башен, стоящих по сторонам ворот. Вся это часть выполнена из кирпича. Приблизительно спустя столетие после постройки городские ворота, по меньшей мере, их внешний и внутренний фасады, были обновлены. Такое обновление было обусловлено не их плохим состоянием, а желанием придать им более монументальный облик в соотвествии с переходом Вероны от юридического статута муниципия до присвоения ей более почетного звания «Колония Аугуста». Благодаря тому, что сохранились обе части ворот, можно проследить разницу между архитектурными образцами периода Республики и эпохи императора Клавдия. Первые ворота выполнены из кирпича и туфа, простых и ясных, но в тоже время суровых очертаний. Ворота же, расположенные над ними, построены из белого веронского камня и представляют собой более сложную и разнообразную структуру. Внизу расположены два арочных проема — из них сохранился только один, каждый заключен между желобчатыми полуколоннами с композитными капителями, поддерживающими антаблемент, вписанный в архитрав и скорее приплющенный фронтом. Неполная надпись упоминает имя Тиберия Флавия Норика, сына Публия, кватуорвира. Если, по аналогии с тем, что можно увидеть на более древних воротах, мы представим себе, что и здесь были упомянуты все четыре кватуорвира, можно предположить, что их имена были расположены по одному под каждой из четырех арок ворот, внешних и внутренних. Над желобчатым фронтоном находились шесть окон — сейчас от них остались три — повторяющих мотив ворот республиканской эпохи. Радикально отличается, напротив, третий ярус, представлявший собой высокую часть декора без оконных проемов и все же неровную из-за наличия четырех извилистых колонн, отходящих к низу от стены, и большой центральной ниши. Фантазия Джованни Каротто представляла себе эту часть фасада украшенной рядом статуй. Особая структурная живость этих ворот позволяет причислить их, как, впрочем, и Порта Борсари, к первым образцам так называемого римского барокко.